Назад к списку

Моя твоя не понимать.

Фото: Derek Story@derekstory

Часто при работе дизайнера и заказчика возникают трения и ситуация становится нервозной. Стороны не понимают друг друга, а причины этого непонимания просты – заказчик и дизайнер по-разному оценивают свои роли в проекте.

С конца 90-х, начала 2000-х когда из-за потребностей мелкого бизнеса массово стали появляться различные рекламно-производственные компании, c дизайнерами, которые в принципе ничего не умели и назывались дизайнерами, потому что знали, в отличии от юзеров умели открывать КорАл. То есть понимания коммерческого дизайна у них не было совсем. Новые бизнесмены как и положено – тыкали пальцем и указывали этим юношам и девушкам как надо «поиграть со шрифтами», а те их покорно слушали, потому что «кто заказывает музыку, тот девушку и танцует». Да и понимания как надо сделать у них самих в общем то и не было. Такой позиции придерживались и руководители дизайнеров, так как надо «уважить» клиента, довести заказ до конца, срубить бабки. То же продолжается и сейчас. Часто в таких компаниях работают непрофессионалы, которые не развиваются в силу нежелания или занятости, поскольку завалены по самые помидоры технической работой. Ему бы баннер затиффовать успеть и пленки на плоттер вывести. О каком развитии может идти речь. Большинство молодых дизайнеров (кроме тех кто уезжает покорять столицу и расти над собой) бросают со временем такую работу, а на их место приходят новые студенты. Потому что, в целом, это конечно не дизайнеры, и то что они делают не совсем дизайн. Это можно назвать рекламно-производственным оформлением. Лишь бы заплатили деньги. И у фрилансеров похожая история – держаться за заказ, демпинговать и делать все что скажут – лишь бы денег заплатили. Потом многие перестают фрилансить и вообще бросают это дело. Вот и получается что заказчик привык – дизайнер дилетант с большой буквы Д, что часто правда. 

Второй интересный момент - накладывает отпечаток раболепская психология перед руководством (или заказчиком) которому нельзя возразить. Ведь «подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». Наглость позволяет указывать всем и вся что делать и как, только потому что ты платишь деньги. Многие привыкли так работать. И это все неправильно.

Для того что бы работа дизайнера была эффективной нужно соблюдать несколько условий:

1. Заказчику нужно прийти по адресу. Рыбак рыбака должен увидеть издалека. То есть масштаб задачи должен соответствовать мастерству исполнителя. Если нужна вывеска шаурма и в кармане 3 рубля, надо идти к фрилансеру, а не в топовую фирму. И наоборот – нужно оформить презентацию годового отчета крупной компании – велкам в команду профессионалов разбирающихся в деловой графике. Конечно ребята и вывеску шаурма могут нарисовать, еще и какую, но захотят ли вопрос, и сколько это будет стоить (годовой выручке этой точки). На этом этапе половина недопонимания отсекается.

2. Дизайнер соответствующий задаче – профессионал. Он не просто этим деньги зарабатывает, он в теме. Ему интересна эта работа. Значит ему надо доверять, значит надо слушать его доводы. И уж конечно не учить его элементарным вещам – как подобрать цвет и шрифт. Поверьте,

благодаря опыту, знаниям и насмотренности дизайнер в голове прокручивает уйму вариантов, понимая что подойдет, а что, возможно, нет. Только десятую часть из этого дай бог пытается прорисовать, а вам показывает еще меньше, отметая все ненужное. Раз уж вы обратились к специалисту, не учите его что надо делать – готовьтесь получить решение от него.

Если вы хотите работать руками дизайнера, если вы ясно понимаете что творить хотите вы сами, а он лишь инструмент – это нужно обозначить сразу. Дизайнер который не пошлет вас куда подальше – выставит почасовую цену работы и снимет с себя всю моральную ответственность. Как правило такая цена заказчика не устраивает или устраивает редко – однако по крайней мере здесь недопонимания будут сняты в любом случае.

3. И тут переходим к самой задаче. Задача должна быть не абстрактная, а ля «сделайте мне баннер, чтобы все побежали ко мне и все купили сразу». Задача должна быть поставлена четко и понятно. Если вы прошли успешно первые 2 пункта, то здесь уже частично обязанность лежит на самом исполнителе. Дизайнер не менее ответственен в этом пункте – его обязанность подвести заказчика к постановке задачи верно, провести качественный брифинг, вникнуть в суть и навести его на правильную постановку вопроса. Есть те кто приходят с четко поставленной задачей сразу. Но большинство все-таки лишь имеют проблему, но не могут сформулировать даже для себя цели обращения к дизайнеру. Значит дизайнер должен вывести человека, так сказать, на чистую воду. Если этого не произойдет, вы опять будете не понимать друг друга.

4. Дизайнер. Тут стоит сказать пару слов и о самих исполнителях – правило хорошего тона обязывает быть терпеливыми и разъяснять заказчикам свои предложения. Важно уметь объяснять на словах спокойно и терпеливо почему вы выбрали то или иное решение и почему не стоит пробовать тут розовый цвет, даже «просто чтобы посмотреть как будет». Дизайнер должен уметь защищать свою работу, а заказчик уметь доверять дизайнеру как специалисту. Как он доверяет врачу, хореографу, режиссеру, машинисту и инженеру.

По моим наблюдениям – обращая внимание на всего лишь эти 4 момента, можно максимально сгладить и минимизировать недопонимание заказчика и исполнителя, ведь их сотрудничество глобально служит одной цели – создаваемый рекламный продукт должен помочь предпринимателю извлечь больше прибыли.