Где дизайн?

Фото: Hannes Ri@weristhari

А нет его.

Работай, изучай тему, осваивай новые инструменты, развивай чувство стиля, посещай мероприятия, в общем, будь в теме на 100%, а все равно периодически будешь слышать: «где дизайн?», «слишком просто, так и я смогу в ПоверПоинте сделать».

Нет, не сможешь!

Особенно это актуально, когда клиент, предоставляет тебе гайд, в котором ясно прописаны все догмы, что, где и как использовать, чтобы оставалась преемственность материалов, чтобы все они соответствовали одной линии и были узнаваемы. Получив этот документ, задачей дизайнера является изучить его и использовать при построении новых имиджей, соответственно, выдавая лучшее решение. Но, как правило, людям непросвещенным этого кажется мало. Решение конкретной задачи необходимо непременно навертеть из кучи эффектов, наложенных друг на друга? А что, наверченное решение – это хорошее решение?

«А где работа дизайнера?» - тогда спросите вы. А работа дизайнера в том, чтобы выработать грамотное решение, а если еще есть стиль, подкрепленный оформленным документом, то учесть все переменные, закрепленные в нем. Если этот стиль выдержанный, включает 2 цвета и несколько основных элементов и исключает пестрые фоны, то этому надо следовать. Если же вы не хотите следовать вполне разумным на сегодняшний день вещам, зачем его заказывали, утверждали. А зачем вы его нам дали со словами «вот наше руководство по фирменному стилю?»

Исходное фото: Toa Heftiba@heftiba

«Да там все простенько» - скажете вы. А дело в том, что работа с простеньким самая сложная, потому как здесь любая дисгармония на виду. Даже человек далекий от графики почувствует какое-то несоответствие. А мелочи, которые могут казаться незаметными - очень важны для целостности и законченности имиджа. В то время как с шумом и эффектами можно не беспокоится о таких тонких моментах. Сфоткай грязную помойку, наложи в инсте фильтр и она уже так атмосферно смотрится, не говорю уже про селфи. Грубо, но примерно так это работает.

Что получается на деле – начинаем разрушать базовый документ, который вносит упорядоченность в визуальную среду торговой марки и, созданный для того, чтобы им руководствовались во благо методичного грамотного продвижения. Ага, как взрослые заказали гайд, теперь он у нас есть (и называть мы его будем с чего-то брендбук), потому, как, видимо, есть у всех таких же взрослых. Чем-то похоже на пятиклассника, который носит презерватив в кармане. Заказывая же новый материал ожидаем, что дизайнер «накрутит нам чего-нибудь такого, эдакого, чего до селе мы не видывали и будем восхищаться и чтобы это было на каждом шагу! Мы же деньги платим не за простоту какую-то и выдержанность?»

Мы работаем не первый год, задач решили уйму, нестандартных, включая и дизайн интерьера и web, и оформление города, арт-объекты, официальные мероприятия, и авто, и чего только не было. Графические редакторы у нас «ручные», официальные и передовые и эффектов с крутизной можем наделать целую кучу, хоть с 3D, хоть с наложениями, да хоть с чем. Но, как мы понимаем, заказчик обращается к специалисту за решением, а не за тем, чтобы посмотреть сколько крутизны, яркости и жира с соком он сможет вместить в этот квадрат и как это всех удивит и удовлетворит, мол «за такое количество цвета и элементов деньги не зря отдали».

Исходные фото: Alice Pasqual@stri_khedonia, Ryan Spencer@zombience

В итоге люди держащие в руках рабочий инструмент на 100% не знают зачем он в реальности нужен в дальнейшем, после того как они его утвердили (имеется ввиду гайд). Мы опять скатываемся к базару. Интересный пример видел в городе – лимузин, используемый для свадеб. Действительно, дизайн лимузина – такой убогий, давайте прикроем это позорище пленкой, на которой напечатаны розовые цветы. Вот так, теперь лучше, этот «корабль», разработанный незаурядными умами стал больше похож на цветочный ларек.

А вот еще задачка (см. Батя -> «Ководство») - нужен дизайн, хорошо разместить кнопки в лифте и сделать понятную навигацию по ним. И дизайнер поработает над этой задачей не один час. Выдаст вам решение и оно будет очень хорошим. Действительно удобная панель, цифры читаются, расстояния просчитаны, высота адекватная, заходи да пользуйся. По аналогии с проблемой описанной выше мы услышим: «где дизайн? Я такое во многих лифтах вижу! За что вам заплатили?» А самое страшное, не cтолько для дизайнера, сколько для конечного пользователя прозвучит так: «нужно небанальное решение…а давайте…там…перевернем…чтоб интересно было»

Ну и по классике обратимся к брендам и спросим: почему они не позволяют себе лишней херни? Почему у них идея, ее простота и ясность в почете?

Фото: Daniele Riggi@danieleriggifotovideo

А давайте перестанем относиться к дизайну как к украшательству, чтобы не создавать себе лишних проблем и не делать дизайн ради дизайна, не выливать деньги в урну, теша свое самолюбие. Зачем привлекать людей создавать рабочие вещи, а в итоге свести все это к надуванию шариков. Забудьте про слово "нравится" и попробуйте оппонировать без него.

Мы не рисуем красивые картинки, а проектируем визуальную среду, создавая продукт, при помощи которого будут решаться коммерческие задачи. В основном в этом и состоит работа дизайнеров.

Читать дальше

Моя твоя не понимать.

Фото: Derek Story@derekstory

Часто при работе дизайнера и заказчика возникают трения и ситуация становится нервозной. Стороны не понимают друг друга, а причины этого непонимания просты – заказчик и дизайнер по-разному оценивают свои роли в проекте.

С конца 90-х, начала 2000-х когда из-за потребностей мелкого бизнеса массово стали появляться различные рекламно-производственные компании, c дизайнерами, которые в принципе ничего не умели и назывались дизайнерами, потому что знали, в отличии от юзеров умели открывать КорАл. То есть понимания коммерческого дизайна у них не было совсем. Новые бизнесмены как и положено – тыкали пальцем и указывали этим юношам и девушкам как надо «поиграть со шрифтами», а те их покорно слушали, потому что «кто заказывает музыку, тот девушку и танцует». Да и понимания как надо сделать у них самих в общем то и не было. Такой позиции придерживались и руководители дизайнеров, так как надо «уважить» клиента, довести заказ до конца, срубить бабки. То же продолжается и сейчас. Часто в таких компаниях работают непрофессионалы, которые не развиваются в силу нежелания или занятости, поскольку завалены по самые помидоры технической работой. Ему бы баннер затиффовать успеть и пленки на плоттер вывести. О каком развитии может идти речь. Большинство молодых дизайнеров (кроме тех кто уезжает покорять столицу и расти над собой) бросают со временем такую работу, а на их место приходят новые студенты. Потому что, в целом, это конечно не дизайнеры, и то что они делают не совсем дизайн. Это можно назвать рекламно-производственным оформлением. Лишь бы заплатили деньги. И у фрилансеров похожая история – держаться за заказ, демпинговать и делать все что скажут – лишь бы денег заплатили. Потом многие перестают фрилансить и вообще бросают это дело. Вот и получается что заказчик привык – дизайнер дилетант с большой буквы Д, что часто правда. 

Второй интересный момент - накладывает отпечаток раболепская психология перед руководством (или заказчиком) которому нельзя возразить. Ведь «подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». Наглость позволяет указывать всем и вся что делать и как, только потому что ты платишь деньги. Многие привыкли так работать. И это все неправильно.

Для того что бы работа дизайнера была эффективной нужно соблюдать несколько условий:

1. Заказчику нужно прийти по адресу. Рыбак рыбака должен увидеть издалека. То есть масштаб задачи должен соответствовать мастерству исполнителя. Если нужна вывеска шаурма и в кармане 3 рубля, надо идти к фрилансеру, а не в топовую фирму. И наоборот – нужно оформить презентацию годового отчета крупной компании – велкам в команду профессионалов разбирающихся в деловой графике. Конечно ребята и вывеску шаурма могут нарисовать, еще и какую, но захотят ли вопрос, и сколько это будет стоить (годовой выручке этой точки). На этом этапе половина недопонимания отсекается.

2. Дизайнер соответствующий задаче – профессионал. Он не просто этим деньги зарабатывает, он в теме. Ему интересна эта работа. Значит ему надо доверять, значит надо слушать его доводы. И уж конечно не учить его элементарным вещам – как подобрать цвет и шрифт. Поверьте,

благодаря опыту, знаниям и насмотренности дизайнер в голове прокручивает уйму вариантов, понимая что подойдет, а что, возможно, нет. Только десятую часть из этого дай бог пытается прорисовать, а вам показывает еще меньше, отметая все ненужное. Раз уж вы обратились к специалисту, не учите его что надо делать – готовьтесь получить решение от него.

Если вы хотите работать руками дизайнера, если вы ясно понимаете что творить хотите вы сами, а он лишь инструмент – это нужно обозначить сразу. Дизайнер который не пошлет вас куда подальше – выставит почасовую цену работы и снимет с себя всю моральную ответственность. Как правило такая цена заказчика не устраивает или устраивает редко – однако по крайней мере здесь недопонимания будут сняты в любом случае.

3. И тут переходим к самой задаче. Задача должна быть не абстрактная, а ля «сделайте мне баннер, чтобы все побежали ко мне и все купили сразу». Задача должна быть поставлена четко и понятно. Если вы прошли успешно первые 2 пункта, то здесь уже частично обязанность лежит на самом исполнителе. Дизайнер не менее ответственен в этом пункте – его обязанность подвести заказчика к постановке задачи верно, провести качественный брифинг, вникнуть в суть и навести его на правильную постановку вопроса. Есть те кто приходят с четко поставленной задачей сразу. Но большинство все-таки лишь имеют проблему, но не могут сформулировать даже для себя цели обращения к дизайнеру. Значит дизайнер должен вывести человека, так сказать, на чистую воду. Если этого не произойдет, вы опять будете не понимать друг друга.

4. Дизайнер. Тут стоит сказать пару слов и о самих исполнителях – правило хорошего тона обязывает быть терпеливыми и разъяснять заказчикам свои предложения. Важно уметь объяснять на словах спокойно и терпеливо почему вы выбрали то или иное решение и почему не стоит пробовать тут розовый цвет, даже «просто чтобы посмотреть как будет». Дизайнер должен уметь защищать свою работу, а заказчик уметь доверять дизайнеру как специалисту. Как он доверяет врачу, хореографу, режиссеру, машинисту и инженеру.

По моим наблюдениям – обращая внимание на всего лишь эти 4 момента, можно максимально сгладить и минимизировать недопонимание заказчика и исполнителя, ведь их сотрудничество глобально служит одной цели – создаваемый рекламный продукт должен помочь предпринимателю извлечь больше прибыли.

Читать дальше

Давай закажем календарь

5 советов, о том как заказать дизайн корпоративного календаря и получить результат, а не сесть с этим в лужу 

Пррр….прррр….

- Алло.

- Здравствуйте! Нам нужно разработать дизайн корпоративного календаря, сколько это будет стоить? Срок завтра, край послезавтра, а вообще, вчера (!).

- Добрый день! Сроки очень сжатые. Опишите подробней задачу, а то так ничего не понятно. Чем вы занимаетесь? Какого типа календарь? Есть ли логотип, фирменная стилистика и т.д.? В общем ТЗ подробное у вас есть?

- Фирменного стиля как такового нет. Мы занимаемся продажей инструментов и оборудования фирмы «N». Тут ерунда. Нам просто нужно нарисовать большого красного петуха и чтобы он в руках (!) держал наше оборудование, был одет в нашу спецовку, а все вокруг восхищались. Чтоб это было ярко, красочно. Сможете к завтрашнему дню предоставить варианты (!), чтобы мы выбрали какой-нибудь и в конце недели их уже напечатали?

Неважно, чем закончился этот разговор, т.к. не трудно и догадаться. Нет, вы, конечно, можете обратиться за дизайном календаря, как в диалоге выше, и получить красивую картинку достаточно быстро, если у вас выделено на нее более 1000 евро. Если нет, то эта статья может вам пригодиться. Так вот, если вы решили серьезно подготовиться к следующему году и заказать фирменный календарь, ни на кого не похожий, уникальный, чтобы он не только служил все следующие 365 дней, был удобным, но и глаз радовал, то нужно браться за дело с правильной стороны. Мы решили собрать несколько довольно важных советов в этой статье, которые прояснят некоторые моменты. 

Фото: Curtis MacNewton@curtismacnewton
1) Определитесь заранее, какой тип изделия будет больше подходить под ваши нужды и финансовые возможности.

Это может быть календарь в виде «домика» или квартальный с блоками, или перекидной или креативный, напечатанный на мусорных пакетах, туалетной бумаге, выбитый на металле – все что угодно. Не хочется писать банальную фразу о том, где можно набраться примеров. Возможно, календарь предполагается в нескольких видах, но в одной стилистике. Главное знать заранее тип, формат, тираж. С этого можно начинать составлять техническое задание на дизайн.

2) Технические требования типографии лучше выяснять заранее и включать их в ТЗ.

Банально надо знать и то, в каком формате принимается файл на печать в вашей типографии. Случается много таких ситуаций, как «а дайте макет в корАле», тогда как, у нас уже сверстано в Индизайне и выведен pdf-файл, а есть люди, оказывается, которые не знают, как с ним работать.

3) Определите правильно подрядчика для каждого этапа разработки.

Если вы хотите что-то нарисовать – каких-то небывалых персонажей, пейзажи, могучий натюрморт (в общем, то, чего еще нет), то лучше еще до дизайнера обратиться к профессиональному иллюстратору. Вот тут у многих голова начинает идти кругом: «а что дизайнер не рисует?», «а это не одно и то же?». Не одно и то же. Конечно, дизайнер может создавать иллюстрации, а иллюстратор проектировать дизайн, но специфика работы у них разная и цели несколько отличаются. Постараемся не углубляться, т.к. на эту тему можно сотню страниц исписать, а даем дельный совет кратко: нужна иллюстрация -> смотрите примеры, выбираете интересующую вас стилистику (у иллюстраций разный стиль) -> ищете иллюстраторов, которые работают в понравившейся вам стилистике -> выбираете того, кто вам подходит по финансам, портфолио и отношению. Искать иллюстраторов можно на специализированных сайтах, типа illustrators.ru. Возможно, дизайнер вам уже и не понадобиться и нанятый вами иллюстратор будет готов сверстать календарь полностью. Но, не удивляйтесь, если он откажет в верстке – многие иллюстраторы ее ненавидят и готовы только рисовать. Другой подводный камень заключается в том, что он может рисовать классно и ради того, чтобы угодить вам и заработать денег, согласиться на эту работу, но есть риск, что сделает верстку не умело, что, кстати, вы можете и не заметить. Заметят другие. Если вы не знаете, с кем работаете, то будьте к этому готовы. На иллюстрацию тоже надо составлять ТЗ и это отдельная тема.

4) Не нужно большое количество вариантов, лучше составить максимально ясное представление о продукте и определить четкую цель.

Допустим, вы не хотите рисовать нечто не бывалое, а нужен именно дизайн, т.е. проектирование визуальной среды вашего изделия. Прикладывайте все, что у вас есть: лого и элементы фирменного стиля, примеры того, что делали до этого, что во всем этом нравиться, что не нравиться и что бы хотелось. Послушайте дизайнера, что он обо всем этом думает. Тут все понятно, но вы, конечно, хотите увидеть варианты, чтобы можно было выбрать. Советуем, если у вас есть свое видение, своя идея, то второй вариант оставьте дизайнеру на откуп. Возможно ваша идея – полный бред, а может и дизайнер бредит. В таком случае и выбрать будет проще.

5) Не цепляйтесь за свою продукцию и услуги мертвой хваткой.

Это особенно актуально, если вы хотите дарить календари партнерам. Как бы вы не кайфовали от своего дела (это конечно хорошо) не подходите к его популяризации плоско. Сейчас скажу страшную правду: календарь с изображениями монтажников, работающих над какой-нибудь штукой или с пуговицами, станками, видами мяса, пирожками, всем тем, чем вы, возможно, занимаетесь профессионально и очень успешно, удостоится почетного места в мусорном ведре. Ну, нет, не так страшно, ведь он может оказаться у тещи директора на даче на стене сортира, потому что красивый, а там мрачновато. Лучше искать необычный, свежий ракурс на ваш бизнес и в помощь вам дизайнер. И ничего, если на календаре не будет картинки с подписью «шницель свиной» или «дюбеля деревянные», честно говоря, им там и не место. Чтобы партнеры его себе сохранили, должно быть интересно не только вам, но и другим людям. Тут главное не переборщить.

По данной теме еще много чего можно рассказать, но, на наш взгляд, именно не владение этой информацией на начальном этапе является источником недопонимания в связке заказчик-исполнитель. Это были основные 5 советов, принятие к сведению которых, позволит облегчить процесс, добавить ему управляемости, улучшить результаты и как следствие сэкономить деньги и нервы всех участников.

Читать дальше

У нас жопыта много

Немного об опыте

Часто у заказчиков возникают вопросы о наличии опыта у исполнителей в тех или иных проектах. Банковскому сектору крайне интересно есть ли у нас опыт создания сайтов для финансовых организаций, а производителям косметики важен опыт работы с упаковкой бьюти индустрии. Именно опыт работы в определенной отрасли, а не опыт создания рекламы вообще полиграфии вообще или упаковки вообще. Иногда кажется что опыт работы именно в этой отрасли важнее опыта создания такого типа продуктов. Почему? К примеру тому же банку для того чтобы определиться доверить нам презентацию или нет важнее чтобы мы мы имели опыт работы с банковским маркетингом, а не опыт создания презентаций. Хотя логичнее понимать сможем ли мы сделать именно такой продукт как презентация, есть ли компетентность в этом вопросе, а не то насколько часто мы работаем с банками. Мы можем сделать 100 макетов для банковских продуктов, но это никак не поможет сделать банку хорошую презентацию. А именно работа с маркетинг-китами, знание принципов подачи информации и выделения главного здесь играет ключевую роль.

Или другая сторона вопроса – опыт это что? Это наследие, оставленное после того что мы что то сделали. С чем знакомы, знаем подводные камни, и при этом подсознательно ограничены в решениях. Опыт загоняет в определенные рамки. И это тоже не всегда хорошо. Особенно для креатива (ох как не люблю это слово). Ведь логично чем чаще я решал задачи в некоторых условиях тем меньше для меня там незнакомого, тем больше возможности там повториться. Даже не специально – в глубине души я знаю, этот прием работает, а значит буду его использовать. Это тоже хорошо только в меру. Иногда самому становиться тошно от обилия одного и того же, иногда это тупо перестает работать.

Мы работаем в маркетинге уже более 12 лет, и тем не менее у себя в студии нередко беремся за задачи, опыта в которых у нас не было. Важнейшими условиями являются понимание того как это можно сделать, либо желание разобраться, безусловно интерес, финансовая мотивация и, конечно же, доверие партнера. Те кто нас знают, работают и доверяют, нередко просят помочь в нестандартных ситуациях, выходящих за привычные рамки услуги дизайна. Но именно так и рождаются самые интересные проекты. Наша работа – это визуальные решения для бизнеса. Любые. Ни больше, ни меньше. 

Читать дальше

История о провинциальном логотипе

Пригласили нас как то поучаствовать в оформлении грандиозного, можно сказать всероссийского, да чего уж там наверное даже международного сырного фестиваля. Идеолог – местный коммерсант заручился поддержкой муниципалитета и даже одного Министерства. Нам очень долго объясняли насколько фестиваль грандиозен, и логотип у него должен быть соответствующий. Так сказать не ударить в грязь лицом. Высказали кучу пожеланий, что это должен быть модный современный продукт (фестиваль то грандиозный), с историческим подтекстом, отражающим традиции – 3 вида сыра белый, желтый с дырками и благородный с плесенью. Учесть надо так же всех участников – любителей, поедателей и профессионалов. Не забыть органы власти, да и чего только не учесть. Целый винигрет, все-таки такое событие…Да и вообще, само министерство участвует. В общем дали понять что честь нам оказали позволив приложить руку к сему действу.Совещания совещали на высших уровнях, брифы готовили….Ну мы и приступили. Согласно заданию выдали несколько решений: 

Вариант 1.Идея логотипа - адресный аншлаг символизирует и масштабность мероприятия «Сыр на весь мир» и адресность мероприятия. В логотипе используются простые формы, геометрия знака позволяет легко тиражировать его и применять на различных носителях. 

Вариант2. Сложный логотип по исполнению и идее. В знаке соединены гастрономическая составляющая (вилка с сыром), место проведения (Тверская область) и присутствует шрифтовая часть.У логотипа с первого взгляда не очень удобная, вытянутая по горизонтали, геометрия. Тем не менее знак можно упрощать для тиражирования.

Вариант 3. Лаконичный логотип из простых форм, соответствующий современным тенденциям дизайна: идея и механика важнее эстетического визуала. Так получился плоский, упрощенный, монохромный, функциональный знак. Простой логотип, в котором нет ничего лишнего, отлично читается на любом носителе, печатном или электронном, с любого расстояния и не выглядит чужеродным телом в море современного дизайна.

Каждый из вариантов был обусловлен стоящими изначально задачами и имел право на жизнь. Тут стоит отметить «Министерство» в этот момент самоустранилось, и оставило все решения «Идеологу», а он решил иначе и возомнив себя дизайнером предложил 3 сырных ху.. человечка!!!! На полном серьезе! Говорит – здорово же, чем не логотип? Очень наглядно – 3 ху…вида сыра. Очень креативненько и понятно.

Сказать – прифигели, ничего не сказать. Всполошились и вместе с подрядчиком организатором стали искать другие решения, и приняв во внимание за мечания и пожелания, предложили новую концепцию:

Логотип в стиле лубочной графики. В знаке отражена глобальная идея (идея всего мира), и 3 вида сыра (с большими дырками, с маленькими дырками и с голубой плесенью) стилизованных под холмы русской природы. Знак удобен своей круглой формой, а также лубочный стиль позволяет согдавать принты как полноцветные так и одноцветные.

Логотип в стиле лубочной графики, при этом упрощен и детализирован для удобного тиражирования. Логотип попал в точку, был оценен всеми…но не «Главным идеологом». Он продолжил развивать тему с сырными ху..человечками, они стали обретать дополнительные формы. На полном серьезе «Идеолог» рассчитывал это сделать логотипом «грандиозного сырного фестиваля».

В общем началась баталия. Справедливости ради стоит отметить что организаторы пригласили для того что бы как то спасти ситуацию других дизайнеров, из Санкт Петербурга, и надо сказать что они предлагали тоже отличные варианты. Но местных предпринимателей во главе с идеологом это все достало и они самоустранились, отказались от услуг хороших дизайнеров и профессиональных организаторов и придумали что-то себе сами. Вот такой получился у них логотип.


И вроде бы неплохой, ведь правда, уж не чета 3-м хуя..человечкам? Но только это честно спи…украденный логотип американского фотографа: http://bendroz.com Он легко гуглится. Не знаю как отреагировал «Министерство», но лично мне было бы стыдно.


***

Чувство стиля и чувство ответственности обратно пропорциональны чувству собственной значимости. Фестиваль, то может грандиозный, а подход по прежнему деревенский.
Читать дальше

У вас есть БРЕНДБУК? Вы все врете – нет у вас никакого брендбука.

О ТЕРМИНОЛОГИИ И ПОДМЕНЕ ПОНЯТИЙ

Такая ситуация возникает намного чаще, чем вы предполагаете. Зачастую за брендбук у нас воспринимается документ, рассказывающий о правилах работы с логотипом и примерами деловой документации. На самом деле это не так. К сожалению, часто приходиться сталкиваться с этой ошибкой как со стороны и не совсем осведомленных руководителей и владельцев бизнеса, что зачастую простительно, так и со стороны маркетологов, а это уже грустнее. 
Поговорим о терминологии. Брендбук – в широком смысле это описание идеологии и ценностей бренда, его сути, позиции и миссии. Как правило, бренд-бук предназначен для людей занимающихся продвижением этого бренда на рынке. Бренд-бук даст представление о том что это за бренд, как он себя позиционирует, как он должен выглядеть в глазах потребителей, какие его сильные стороны и куда он стремиться. Теоретически брендбук может уместиться на 1 развороте и рассказать о бренде очень много. Я встречал брендбуки в виде интересных и занимательных брошюр и даже лифлетов, где не было «официальщины», но мощные визуальные послания сразу давали понять с чем мы имеем дело. Если брать более конкретно и приближено к реалиям, как правило брендбук состоит из нескольких документов описывающих разные категории, от правил пользования логотипом и принципов написания текстов, до внутреннего оформления торговых точек и скриптов для работы персонала.Один из базовых элементов – это гайдлайн – руководство по фирменному стилю. Вот его большинство наших заказчиков и путает с брендбуком. Все-таки документ рассказывающий о том какие отступы делать у логотипа и какие шрифты использовать в заголовках не может рассказать об идеологии бренда. Это надо понимать. Поэтому мы и говорим – ВЫ ВРЕТЕ. НЕТ У ВАС НИКАКОГО БРЕНДБУКА.


И мы при разработке логотипа не предлагаем заказчику сделать брендбук, мы предлагаем отдельно разработать гайдлайн, зачастую малому бизнесу этого достаточно. Впоследствии если есть необходимость, мы разрабатываем ритейлбук, и другие документы для каждой отдельной потребности. Все это, когда информации уже много и может составить впоследствии основу брендбука. А разработать сходу так брендбук нельзя – не получится. И скорее всего вас обманывают если предлагают это.
Еще одна ошибка напрямую с этим связана – понятие бренда. Каждый руководитель считает созданное им малое предприятие, ларек, лавочку – брендом. Господа и дамы – это не бренд, это торговая марка. Я не люблю слово бренд, давайте называть вещи своими именами. Большинству коммерсантов до бренда как до канадской границы. Бренд – это «Билайн», это «Mercedes», это «Аdidas» или «1 канал». Бренд – это комплекс представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя. Ментальная оболочка продукта или услуги.

Почему Apple бренд? Отнимите у Айфона свойство делать любого неуверенного в себе прыщавого подростка крутым, и у вас в руках окажется просто телефон с завышенной ценой. Но именно эта способность нарастить тебе крылья, возвести в клуб «избранных» и делает Apple вообще и Айфон в частности брендом. А этого надо добиться, заслужить. Огромная работа и баснословные деньги стоят за тем, чтобы вложить в умы миллионов людей такое отношение к товару. 

А у вас пока просто торговая марка, да и у нас тоже. И это не обидно. Давайте называть вещи правильно, не обманывая себя, тогда больше возможностей достичь цели. 

Читать дальше

О фирменном стиле, логотипе и брифе


ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО И ПОЧЕМУ ЗА ЭТО НАДО ПЛАТИТЬ?

Многие заказчики приходят за логотипом и фирменным стилем и искренне удивляются почему это столько стоит? Непонимание это легко объясняется. Часто бывает так, что человек увидел твои работы, которые ему нравятся, он подсознательно отделяет их от множества некачественных работ, но при этом не знает и не задумывается что за этим стоит. Он приходит к тебе, потому что понимает – ты сделаешь хорошо, он видит результаты твоих работ, при этом не знает как это достигается. Как ищутся смыслы, идеи, как учитывается множество факторов от того, для кого этот логотип, до того, как и где он будет тиражироваться, как включается в работу сам заказчик подробно разъясняя в брифе суть своего бизнеса, маркетинговые идеи и тд. Это все невидимый фронт работ для публики.

Так вот, этот человек приходит и хочет что бы было также, но при этом он не может заполнить толком даже бриф. Он сам не понимает для чего этот бриф, что за дурацкие вопросы, по сути он даже не понимает зачем ему логотип и фирстиль и как это должно работать. Самое главное – он не понимает как он это будет использовать! Он просто хочет сделать потому что все это делают. Ведь так у всех – у всех есть логотип, у Коляна вон есть классный и мне сделай. Сделай мне там быстренько за неделю – тяп-ляп, за что там платить? А тяп-ляп «почему-то» хорошо не получается и тут приходит первое разочарование. Заказчик начинает активнее лезть в работу, предлагать «поиграть со шрифтами» и прочую херню. И вот вы уже оба недовольны сотрудничеством. А все потому, что бизнесмен (или того хуже маркетолог) сам для себя не может сформулировать ключевые вещи: он не знает ни своей ЦА, мотивации ЦА, он не понимает портрета человека которому он хочет продавать свой товар, не понимает потребительские качества товара, своего бизнеса и своей услуги сам. Вот почему важно заполнять подробно брифы.

Коммерческий дизайн – это не удовлетворение желаний директора, его тещи или любовницы зама. Главбух не должен принимать участия в обсуждении логотипа тоже. Логотип и фирменный стиль не для них – это для покупателей. Коммерческий дизайн – это графическое решение которое станет частью маркетинговой стратегии и поможет зарабатывать деньги.

   Учитесь формулировать свои мысли и задачи – это важно для бизнеса, а дизайн в отрыве от бизнеса существовать не может. 
Читать дальше